15 мая в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ состоялось совещание, на котором была рассмотрена целесообразность применения природного газа – метана в качестве топлива. В работе совещания приняли участие представители республиканских министерств экологии и энергетики, налоговых служб, Агентства инвестиционного развития РТ, ООО «Газпромтрансгаз-Казань», ООО «РариТЭК», руководители автотранспортных предприятий.
Открывая совещание, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин отметил, что на сегодня в республике имеются все предпосылки для перехода на метановый транспорт. В основном завершена стадия организационно-правовой подготовки вопросов, связанных с расширением использования компримированного и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива. На следующем этапе необходимо приступить к реализации следующих задач: обновить парк автотранспортных средств работающих на газовом топливе, создать сеть специализированных предприятий по ремонту и техническому контролю состояния газовых автомашин и газового оборудования. Причем, отметил министр, для тех предприятий, которые перейдут на использование газового топлива, будут предоставлены налоговые преференцию. Это подтвердил и участвовавший в работе совещания руководитель Управления ФНС России по Республике Татарстан Марат Сафиуллин, добавив, что в республике готовятся соответствующие нормативные акты.
Началом решения поставленных задач и стала состоявшаяся на совещании презентация компанией ООО «РариТЭК» газомоторной автотехники КАМАЗ, а также компонентов сервиса. Среди основных факторов целесообразности перехода на большегрузный и пассажирский автотранспорт на газомоторном топливе являются экологичность, безопасность и экономичность. Так, благодаря транспортным средствам, эксплуатирующимся на КПГ, в 2-5 раз снижаются выбросы вредных веществ.
Что касается безопасности, то метан - не токсичный и не канцерогенный природный газ, почти в 2 раза легче воздуха, при разгерметизации оборудования сразу улетучивается. Поэтому на открытом воздухе и в хорошо проветриваемых помещениях даже при утечке большого количества газа нет никакой опасности взрыва. По классификации горючих веществ по степени чувствительности метан входит в самый безопасный четвертый класс. Для справки, пропан-бутан входит в более опасный, второй класс. Самым стабильным компонентом транспортного средства является топливный бак, который ориентирован на рабочее давление 200 бар. Газовые баллоны имеют тройной запас прочности. Водолазы используют такое же давление в дыхательных аппаратах.
По экономичности природный газ – самое дешевое топливо из всех имеющихся на рынке. Окупаемость на примере газомоторного городского автобуса на 12 месяцев быстрее дизельного аналога. Использование газа для городского большегрузного и пассажирского транспорта позволяет экономить на разнице в стоимости топлива в год от 450 тысяч рублей до 530 тысяч рублей, в зависимости от типа и мощности двигателя. Как показывает опыт автобусных пассажирских перевозок в Краснодаре, дополнительная прибыль по топливу 1 автобуса за 10 лет составляет 4,8 миллиона рублей, а по самосвалу – более 6 миллионов рублей.