4 сентября 2013 года в павильонах выставочного центра «Казанская ярмарка» начал работу татарстанский нефтегазохимический форум, участие в котором принимают более 250 предприятий из России и 10 зарубежных стран. Выставка предполагает ряд круглых столов, в одном из которых принял участие президент РТ Рустам Минниханов. Кроме этого, он осмотрел экспозицию на площадке перед входом в выставочный комплекс, на которой выстроился целый парк различных газомоторных автомобилей производства ОАО "КАМАЗ":
1. Мусоровоз CMZL-18G на базе шасси КАМАЗ-65115-30;
2. Самосвал КАМАЗ-6520-33;
3. Автокран КС-55713-1К-1 на базе шасси КАМАЗ-65115-30;
4. Дорожная машина ЭД-405АГ на базе шасси КАМАЗ-65115-30;
5. Вакуумная машина КО-505АГ на базе шасси КАМАЗ-65115-30;
6. Бортовой автомобиль КАМАЗ-65117-34;
7. Передвижной автомобильный газовый заправщик (ПАГЗ) в составе седельного тягача КАМАЗ-65116-34 и блочной газовой заправки БИ-100.
Позднее с участием Президента Татарстана в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума состоялись заседания сразу трех круглых столов, первый из них: по расширению использования в республике газомоторного топлива, в котором участвовали представители предприятий – производителей газомоторной техники, ее потенциальных и реальных потребителей, руководителей муниципальных районов.
Заместитель гендиректора Исполнительной дирекции XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани Азат Галиахметов и генеральный директор Казанского АТП-1 Леонид Наумов поделились опытом использования газовых автобусов на Всемирных студенческих играх. Всего из 497 задействованных автобусов 130 были газомоторными. Ранее не было опыта массовой эксплуатации такой техники, тем более на подобных ответственных мероприятиях, многое приходилось делать впервые. Однако имевшиеся опасения развеялись с первых же дней. Техника при средней работе по 16 часов в сутки показала надежность и эффективность эксплуатации. Так, экономия на топливе превысила 1,7 млн. рублей. Кроме того, существенным был и экологический эффект.
Заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» Евгений Пронин рассказал об участии компании в расширении использования газомоторного топлива в Татарстане. Генеральный директор ООО «РариТЭК» (Набережные Челны) Рафаэль Батыршин сообщил о планах по выпуску автомобильной техники, работающей на газомоторном топливе. По его информации, разработана широкая номенклатура моделей для дорожного строительства, пассажирских перевозок, для ЖКХ. Свыше 20 моделей предлагается нефтегазовому сектору, прежде всего на базе «КАМАЗа». Надо отметить, что мировые автопроизводители серийно выпускают газовые автомобили различного класса и назначения - это легковые автомобили и коммерческий среднетоннажный транспорт.
О мерах по развитию рынка газомоторного топлива в России и строительстве объектов инфраструктуры рассказал первый заместитель генерального директора ООО «Газпром газомоторное топливо» Олег Степаненко. По его словам, на фоне динамичного развития в мире газомоторного топлива Россия занимает здесь не лучшие позиции. Планируется, что к 2020 году газ на рынке моторного топлива займет долю в 5 процентов – планка, при достижении которой возникнет самоподдерживающий эффект. Несколько регионов страны были определены пилотными в этой деятельности. Из них Татарстан, по словам О.Степаненко, первым приступил к практической реализации. В республике при поддержке региональной власти удалось продемонстрировать все преимущества газомоторной техники, в том числе – во время Универсиады. В 2013-2014 годах при реализации соответствующих мероприятий, в том числе, при активном строительстве газозаправок, предстоит освоить более 1 млрд. рублей.
Об опыте ООО «Газпром трансгаз Казань» по переоборудованию и эксплуатации автотехники, работающей на компримированном природном газе, сделал сообщение первый заместитель гендиректора ООО «Газпром трансгаз Казань» Рашат Гимранов.
Первый заместитель генерального директора ОАО «Татнефть» Наиль Маганов проинформировал о ходе размещения модулей для газозаправки в сети действующих АЗС компании. «Татнефть», располагающая парком в 12 тыс. автомобилей, активно включилась в эту программу. Совместно с «КАМАЗом» компания строит станции техобслуживания и нарабатывает соответствующий опыт.
Как подчеркнул Рустам Минниханов, подводя итоги заседания, тема непростая, но для крупных городов особенно важная, поскольку основным загрязнителем атмосферного воздуха теперь является автотранспорт. Поэтому весь общественный транспорт должен перейти на газомоторное топливо. Но при этом надо создать условия, при которых это было выгодно. Между тем в одной отдельно взятой республике это сделать невозможно, так как технику без субсидий не будут покупать. Необходимо также создавать инфраструктуру, чтобы в любом месте можно было заправиться. Для этого целесообразно увязать планы основных владельцев автозаправочных сетей: «Татнефти», «ТАИФа», «Татнефтепродукта».
Чтобы стимулировать переход на газовое топливо, Рустам Минниханов предложил ввести некие экологические ограничения на старую технику, особенно в крупных населенных пунктах. В целом переход на газ выгоден как для «Газпрома», так как обеспечивает гарантированное внутреннее потребление продукции, так и для предприятий, которые будут более конкурентны и экологичны, считает глава республики.
Напомним, Правительством РТ утверждена государственная программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан на 2013-2023 годы». В ее рамках разработан план-график синхронизации работ на 2013 год по строительству объектов газозаправочной инфраструктуры природным газом и приобретению автомобильного транспорта, работающего на природном газе. Документ утвержден председателем Совета директоров ОАО «Газпром», председателем правления и генеральным директором ООО «Газпром газомоторное топливо» Виктором Зубковым и Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым.