Воплощаем смелые решения
8-800-333-25-52
Обратная связь
En
Контактная информация

Татарстан - газомоторный регион!

26 августа 2016

Интерес к природному газу в качестве моторного топлива Республика Татарстан проявляет давно. Можно сказать, еще с советских времен. В последние годы Казань взяла инициативу в свои руки и начинает добиваться существенных результатов в этом направлении.



В Татарстане во время Всемирной летней универсиады 2013 года Международные соревнования обслуживали 130 "НЕФАЗов", работающих на компримированном природном газе (КПГ). Общие затраты на топливо составили 1,68 миллиона рублей, что по сравнению с использованием дизельного топлива экономичнее более чем в два раза (3,45 миллиона рублей)", - заявил министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин.

Программа перевода автотранспорта Татарстана на газомоторное топливо, по словам Сафина, к 2024 году сократит выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта на 19 тысяч тон в год. В рамках программы будут построены и сданы в эксплуатацию 60 АГНКС и 150 дочерних станций (автономных заправочных пунктов), создано более 1,5 тысячи рабочих мест.

Потенциальный парк транспортных средств Татарстана на КПГ и СПГ может составить более 34 тысяч автомобилей. В 2015 году потребление природного газа автотранспортом России выросло на 8% ( с 415 до 450 млн. куб. м). В Приволжском федеральном округе (ПФО) спрос на КПГ вырос до 90 млн. куб.м, а в Республике Татарстан - на 32% Предполагается, что в результате активной газификации транспорта потребление автомобильного метана в Республике вырастет с 4,4 млн.м3 в 2014 году (1% от общей реализации в России) до 250 млн.м3 в 2023 году.

Республика Татарстан занимает первое место в ПФО по развитию сети АГНКС: 14 из 66; их проектная производительности 120 млн.м3 (6% от суммарного потенциала России) , а всего в ПФО компрессорные мощности составляют 590 млн.м3 в год.

К концу 2017 года в округе планируется завершить строительство ещё 24 АГНКС и реконструкцию десяти ранее построенных. В настоящее время парк газовых автомобилей в Татарстане составляет примерно 2900 единиц (в т.ч. 600 ГБА ООО «Газпром трансгаз Казань»); до конца года он может увеличиться еще на 1500 машин.

Их заправляют 14 АГНКС, три из которых (в Зеленодольске, Бугульме и Нижнекамске) введены в эксплуатацию в июне 2016 года 6.

Производительность станций составляет около 30 млн. м3 в год. До конца 2016 года ООО «Газпром газомоторное топливо» планирует начать эксплуатацию ещё пяти АГНКС и закончить реконструкцию одной действующей станции.

В рамках Соглашения с Правительством Татарстана о стимулировании развития рынка ГМТООО «Газпром газомоторное топливо»планирует выдавать владельцам газового транспорта топливную карту на 1,5 тысячи кубометров газа, а также предоставлять кредиты под 1% годовых. По данным Интерфакса, Правительство РТ и Газпром ГМТ в 2016 направят на стимулирование рынка в общей сложности около 400 млн.руб.

Еще одна амбициозная задача – перевод транспорта на сжиженный метан. На СПГ в частности предполагается переводить сельскохозяйственную технику.К 2030 году в Татарстане на сжиженном природном газа будут работать 16 тыс.машин, спрос на него достигнет уровня 197 тысяч тонн (270 млн. куб м) в год.

Для обеспечения этих планов в Чистопольском индустриальном парке построят завод по сжижению природного газа производительностью коло 200 тыс. тонн в год, а в целом на территории Республики 13 КриоАЗС 13.

КАМАЗ также начинает готовиться к проекту и планирует в 2018-2019 годах перевести на СПГ около 140 автомобилей для собственных нужд15.

Хотя дизельный КАМАЗ стоит примерно 2,5 млн. рублей, а его газовая версия на 10% -15% дороже, использование КПГ или СПГ позволяет в приемлемые сроки окупить эти затраты и получить дополнительную прибыль. Таким образом, Татарстан станет третьим субъектом Российской Федерации, в котором будет создана региональная производственно-сбытовая структура для малотоннажного СПГ.

Первая на базе установок сжижения Лентрансгаза на АГНКС «Петродворец» и ГРС «Никольская» начала коммерческую реализацию СПГ промышленным и коммунально-бытовым потребителям в г. Луга Ленинградской области в 1995 году; вторая была создана в Свердловской области в Уралтрансгазе на АГНКС «Первоуральск» и ГРС-4 Екатеринбург. Было бы некорректно не упомянть установку по сжижению природного газа НПФ«Экип», работавшую в Москве в интересах 11 Автобусного парка Москгортранса.

Газомоторную картину Татарстана дополняют намерения Зеленодольского судостроительного завода им. Горького освоить производство судов на СПГ. Соответствующее соглашение о сотрудничестве подписали Газпром ГМТ и Холдинг «Ак Барс», в который входит Зеленодольская верфь, способная выпускать пассажирские, грузовые и военные корабли самых современных проектов. А из Зеленодольска, как говорится, «рукой подать»до Чёрного, Каспийского, Балтийского, Белого морей по внутренним водным путям.

Следовательно, для обеспечения таких ходов требуется развитие СПГ инфраструктуры по российской части Большого водного кольца Европы, предложенного лет двадцать тому назад Лабораторией Кирилла Чирикова во ВНИИГАЗе. Вероятно, не за горами и авиационная составляющая газификации транспорта. Республика Татарстан имеет для этого необходимые образовательные, научно-конструкторские и производственные предпосылки.