6 апреля в рамках Московского международного энергетического форума «ТЭК в России в XXI веке” прошел уже шестой круглый стол по вопросам развития газомоторного топлива, организованный «Национальной газомоторной ассоциацией».
Торжественно открыли мероприятие заместитель начальника департамента Скрынников Сергей Владимирович, Генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Давидович Гайдт и директор Центра ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Станислав Владимирович Люгай.
В этом году круглый стол собрал около сотни представителей отрасли. Были озвучены прогнозы развитие рынка в России производителей оборудования АГНКС, автопроизводителей, компаний, развивающих сети АГНКС, собственников газомоторной техники, учреждений надзора и контроля отрасли.
Один из докладов был посвящен опыту по развитию газомоторной отрасли в Республике Узбекистан. В 2001 году Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан принято решение о приватизации существующих станций и выдаче разрешений частным инвесторам на строительство новых. В результате сеть, насчитывавшая до приватизации около ста объектов инфраструктуры, выросла до 600 АГНКС, 800 АГЗС, 200 ГНС и более 100 сервисов газомоторной техники. Частных инвесторов привлекли к развитию этого рынка, снизив таможенные пошлины на ввозимое оборудование АГНКС, разработав льготные кредиты и льготные налоговые периоды. Но большинство инвесторов занялось развитием отрасли из-за высокой доходности на этапе роста, спрос был обеспечен низкой стоимостью метана и перебоями с поставками жидкого топлива. Средняя доля ГБО на легковом транспорте в республике сейчас составляет 70% , количество АГНКС в Узбекистане планируется увеличить до 1000. Предложение представителей газомоторной отрасли Республики Узбекистан по развитию АГНКС в России заключается в необходимости строительства АГНКС по международному транспортному коридору «Север-Юг», что позволит значительно снизить цены на экспортируемые и импортируемые товары.
Сторону компаний–потребителей, осуществляющих проекты по внедрению транспорта на газомоторном топливе, представил заместитель начальника института «Якутнипроалмаз» по научной работе и руководитель проекта
«Внедрение программы мероприятий по переводу автомобилей и ДЭС на СПГ в ПАО «АК Алроса» Зырянов Игорь Владимирович. Мероприятия по переходу на альтернативные виды топлива включают использование для транспорта общего и междугороднего назначения компримированного природного газа, а для технологического транспорта сжиженного природного газа (транспортировка горной массы). В рамках проекта до 2027 года планируется увеличить автопарк КПГ транспорта до 633 единиц и закупить 68 единиц СПГ самосвалов. Проект подразумевает использование разных инструментов инфраструктуры на каждом объекте (АГНКС материнские и дочерние, КПГ и СПГ ПАГЗы, завод по производству СПГ, станции временного хранения СПГ). Даже при удорожании тарифов КПГ на 30% проект по переходу на альтернативное топливо ПАО «АК Алроса» генерирует положительный эффект.
Доклад заместителя начальника департамента ПАО «Газпром» Сергея Владимировича Скрынникова отразил результаты компании по развитию сети АГНКС и приоритетные направления. В 2017 году в России запланировано к вводу 35 АГНКС. По оценке ПАО «Газпром» потребление КПГ к 2020 году составит 1 млрд. м3 (факт 2016 года – 561 млн. м3), а СПГ 5,2 млн. тонн в год. Целевой показатель «Программы по расширению применения компримированного природного газа в качестве моторного топлива на собственном транспорте организаций группы Газпром на 2014-2017 г.г.» к 2020-му году должен составить 70% транспорта ГБО, что говорит о расширении периода действия программы и доли автопарка на ГБО. Первоначально в программу закладывался целевой показатель 50% собственного транспорта на КПГ.
Также в докладе была затронута тема развития сети реализующей СПГ на международном транспортном маршруте «Европа-Китай», согласно меморандуму от 7.11.16 сейчас проводится исследование о возможности взаимовыгодного сотрудничества между ПАО «Газпром», национальной компаний «КазМунайГаз» и China National Petrolеum Corporation. Рассматривается возможность реализации СПГ на участке Санкт-Петербург – Ланьчжоу (Китай). Помимо этого в ПАО «Газпром» разработаны целевые проекты по применению СПГ по видам транспорта.
Директор по развитию «РариТЭК Инжиниринг» Александр Малюга также отметил приоритетность развития СПГ транспорта, но уточнил, что нормативно-правовая база регламентирующая реализацию проектов по СПГ, отсутствует. Пока поступило только предложение по отмене государственного регулирования ценообразования на СПГ. По мнению Александра Малюги оптимальный вариант развития сети АГНКС – внедрение многотопливных автозаправочных станций. Но требуется рассмотрение мировой практики по нормам к защитным разрывам. Так как в России стандарты по разрывам очень жесткие, не позволяют обеспечить нужной концентрации АГНКС, что снижает эффективность газомоторного транспорта. Также в докладе ГК «РариТЭК» были озвучен ряд предложений по стимулированию спроса на газомоторную технику.
Как видно из содержания докладов круглого стола все солидарны в приоритетности развития транспорта на СПГ. Причем, сферы применения СПГ возможны на уровне международных транспортных коридоров. Очень важна проработка нормативной базы по регулированию этого вопроса.